Депрессив-блэк
Депрессивный блэк-метал (англ.Depressive Black metal), также известен как Suicidal Black Metal, или Depressive Suicidal Black Metal (DSBM, реже — SDBM), — довольно распространённое течение в блэк-метале, отличающееся особой длиной и зацикленной структурой композиций, монотонностью, «жужжащими» гитарами, иногда — «акцентирующими» клавишными. Для некоторых исполнителей характерен быстрый темп и надрывная манера исполнения (Abyssic Hate, Nyktalgia, Silencer, Malvery), для других, наоборот, невысокий темп и общая гипнотическая атмосфера (Xasthur, Coldworld, Defaillance, Veil). Основной тип вокала — шрикинг (шрайк) (от англ.to shriek — «пронзительно кричать, вопить»), инхэйл — истеричный вой, верещание. Вокалисты с помощью воя акцентируют внимание на концовке такта. Гитарных соло обычно нет. Барабаны звучат медленно и апатично, а в некоторых композициях даже отсутствуют. Бласт-бит почти не применяется, используется лишь немногими исполнителями и крайне редко — в наиболее кульминационные моменты.
Тематика текстов — тоска, апатия, одиночество, депрессия, отчаяние, самоубийство, ненависть, безумие, сумасшествие. Помимо перечисленного, иногда сохраняется присущая традиционному блэку идеология (сатанизм, антихристианство), но в меньшей степени.
Элементы депрессив-блэка наблюдаются у многих представителей блэк-метала, формально не относящихся к депрессиву.
- Родоначальники: Abyssic Hate, Strid, Burzum,Silencer
- Типичные представители: Elhaz, Trist (Cze) , Xasthur, Inhein, Make a Change... Kill Yourself, Wedard, I Shalt Become, Birkenau, Anti, Nocturnal Depression, Shining, Winds Of Sorrow, Saol, Sorrows, Beatrik, Silencer, Nyktalgia, Happy Days, Sterbend, Svart, Hypothermia, Through The Pain, Wyrd, Cold Cry,Ossadogva, Void (Aze), Xasthur.
NSBM
Принадлежность групп к этому жанру определяется текстами, которые идеологически ориентированы на расизм, нацизм, антисемитизм. При этом подавляющее большинство исполнителей сочетает нацизм и антисемитизм с язычеством, что роднит жанр с пэган-металом, однако есть и сочетающие с True (сатанистской) тематикой. Музыка может варьироваться от фолк-рока до классического блэк-метала; отдельные группы по звучанию близки к Rock Against Communism (заметно влияние панк-рока и Oi!)
Жанр сформировался к середине 1990-х гг., когда наиболее радикально настроенное крыло последователей блэк-металла не могло более спокойно наблюдать за постепенным угасанием блэк-сцены, уходом исполнителей жанра от канонов, всеобщей коммерции, и вооружившись наиболее жесткими агрессивными идеями, в частности идеями национал-социализма, соответствующей атрибутикой и символикой, создали новое радикальное андеграундное течение — National Socialist Black Metal.
В рамках данного направления также можно выделить условный поджанр арийского блэк-метала (Aryan black metal),— по сути тот же NSBM, но более глубоко проникнутый оккультными идеями и эзотерической атмосферой нацистской направленности[источник не указан 97 дней]. Музыкально перекликается с викинг-металом и дарк-металом.
Родоначальники: Absurd (Германия, ранее творчество)
- Типичные представители:Nokturnal Mortum (позднее творчество), Absurd (Германия, ранее творчество), Dub Buk (Украина), Warhead (Польша/Украина), Branikald (поздние альбомы), Forest (Россия), Thor's Hammer, Holdaar, Kataxu (Польша), M8l8th (Молотх) (Россия),Hate Forest
Мелодик блэк-метал
Группы, играющие в этом стиле, характеризуются привычными для жанра вокалом (скримингом, реже гроулингом), бласт-битом. Тем не менее звучание отличается от традиционного, прежде всего за счет меньшего использования дисторшна (в том числе встречаются чистые гитарные соло), усложнённой структуры (например, чередования быстрых и медленных частей) и преобладающей роли «атмосферных» клавишных. Некоторые группы по музыке и тематике песен (вампиризм) близки симфо-блэку и даже готик-металу.
- Родоначальники: Kvist, Dissection.
- Типичные представители: Catamenia, A Winter Within, Abyssos, Agathodaimon, Ancient, Ancient Ceremony, Daemonarch, Dark Fortress, Balfor, Dismal Euphony, Dornenreich (раннее творчество), Hecate Enthroned, Illnath, Lord Belial (раннее творчество), Naglfar, Old Man's Child, Siebenbürgen (раннее творчество), Twilight Ophera, Rotting Christ.
Атмосферный блэк
Атмосферный блэк-метал, (англ.Atmospheric Black metal) — отличается способностью создавать в воображении слушателя глубокие сложные образы, иллюзии несуществующих миров и происходящих в них событий. В этом смысле атмосферный блэк можно считать интеллектуальной музыкой, творчески более зрелой в сравнении с классическим блэком.
Часто атмосферный блэк перекликается с депрессивным блэк-металом. Добавлены клавишные вставки. Тематикой текстов в основном является северная природа (леса и горы), а также мифология, фолклор и соответствующая литература (например, Summoning, целиком посвященный творчеству Толкиена). Есть представители с Depressive/Suicidal-направленностью. Иногда прослеживается влияние Doom metal. Очень большое значение имеет оформление обложек альбомов. Здесь они отличаются наибольшей художественной выразительностью, и воспринимаются как неотъемлемая часть музыкального содержания (в качестве наиболее яркого примера можно привести всё тот же Summoning).
Из всех блэк-металлических подстилей в атмосферном блэк-метале дескриптивность (описательность), как стилистический прием, выражена наиболее сильно и полно.
- Родоначальники: Summoning, Carpathian Full Moon, Kvist, Abigor, Lunar Aurora,Manes.
- Представители: Profanum, Twilight Ophera, Mystic Circle, Basarab, Darkestrah, Abyssum, Nae'blis, Wanderer, Ancient Wisdom, Algaion, Ceremonial Embrace, Gaoth Anair, Mournful Night, Evol, Thy Repentance, Archaicus, Cimetière, Walknut, The Firstborn, Archaicus, Astaroth (позднее творчество), Triste, Sear Bliss, Drudkh, Vermis Mysteriis' (Украина),Taarma.
Эмбиент-блэк
Эмбиент-блэк-метал (англ.Ambient Black metal) часто перекликается с депрессивным блэком и атмосферным блэком, встречаются элементы Дарквэйва. Добавлены клавишные пассажи, отдельные звуки и шумы природы. Музыка не экстремальна и далека от блэка, но вокал (если присутствует) и лирика оставлены от прародителя. Зачастую к этому направлению причисляют эмбиентныесайд-проекты блэк-метал музыкантов.
- Родоначальники: Les Légions Noires (Aäkon Këëtrëh, Amaka Hahina, Moëvöt, Satanicum Tenebrae), Beherit, Abruptum.Manes
- Представители: Abruptum, Darkspace, Paysage D`Hiver, Henoth, Vinterriket, Svartthron, Viking Crown (последний альбом), Dissidens, Forest Silence, Trist(Ger), Nazhand, Burzum, Geriht.
Симфо-блэк-метал
Разновидность блэка, для которой характерно широкое использование клавишных, эмбиентных пассажей, иногда оркестровых арранжировок и женского вокала, при сохранении достаточной агрессивности звучания. Часто у таких исполнителей наблюдается индифферентное отношение к традиционной блэк-идеологии. Группы, играющие в этом стиле коммерчески наиболее успешны.
- Родоначальники: Emperor.
- Типичные представители: Dimmu Borgir, Cradle Of Filth (некоторые альбомы), Apostate, Graveworm, Alghazanth, Anorexia Nervosa, Naglfar, Catamenia, Finnugor, Darzamat (некоторые альбомы), Dryados, Tvangeste, TyrantЯпония), Chthonic (Тайвань), Vesperian Sorrow, Thy Serpent, Old Man's Child, Riul Doamnei, Enslavement of Beauty (
Индустриальный блэк
Индастриал-блэк-метал (англ.Industrial Black metal) представляет собой индастриал-метал, в котором присутствуют элементы блэка, в первую очередь очень плотные и быстрые ударные (обычно с использованием драм-машины), скриминг, как основной тип вокала, и типичные для блэк-метала тексты (с добавлением индустриальной тематики).
- Родоначальники: Mysticum, Helheim (также известны как The Helheim Society), Aborym.
- Представители: Aborym, Ars Macabra, Atomtrakt, December Wolves (альбом Blasterpiece Theatre), Diabolicum, Godkiller, Mysticum, Ordo Tyrannis, Shade Empire, Stagnatus, The Axis of Perdition, Therm.Eye.Flame, Tidfall, TrollThe Kovenant, Blacklodge, Reverence, …and Oceans, uRAn 0, Spektr, Control Human Delete, Nord'n'Commander, War Plague. (позднее творчество),
Пост-блэк
Пост-блэк-метал (англ.Post-Black metal) — возникший в середине 1990-х годов подвид блэка. Характеризуется усложнением структуры композиций, полифоническим звучанием, эклектичностью, добавлением элементов классической музыки, джаза, авангарда, индастриала (в этом плане пост-блэк пересекается с индастриал-блэком), трип-хопа и электронной музыки. Партии всех инструментов гораздо разнообразнее, чем в традиционном блэк-метале, построение композиций более сложное и замысловатое. Многие группы, играющие в этом стиле, часто называют авангардным блэк-металом (англ.Avant-garde black metal).
Своеобразным развитием двух различных поджанров блэка — Depressive Black metal и Post Black metal стал жанр Melancholic (romantic) Black metal.
- Родоначальники: Arcturus, Blut aus Nord, Sigh, Ved Buens Ende.
- Типичные представители: Satyricon (поздний), Mayhem (поздний), Kekal, December Wolves (альбом Blasterpiece Theatre (2002)), Ephel Duath, Fleurety, Ordo Draconis, Sariola, Seth (после 2000 года), Solefald, The Firstborn, Inhein, Transcending Bizarre?, Deathspell Omega (поздние альбомы), Sigh (некоторые альбомы), Mirrorthrone, Thy Catafalque, Alcest
Христианский блэк
Christian black metal — пожалуй, самый необычный и редкий подвид жанра, иногда называемый unblack metal, по звучанию схож с true/raw black metal[источник не указан 275 дней], но отличается от родоначальника идеологией, то есть — лояльностью к христианству. Группы христианского блэк-метала являются по сути «протестом в протесте» — выступают против сатанинско-языческой тематики в традиционном блэке.
Среди поклонников и исполнителей традиционного блэк-метала отношение к христианскому блэку неоднозначное. Одни уважают его исполнителей за их музыку, смелость и собственную точку зрения. Другие называют их предателями жанра и даже посылают в их адрес угрозы — как, например, Евронимус из Mayhem.
- Родоначальники: Antestor.